0

3 мифа о воспитании детей: что мы делаем неправильно

Румия Мухамедишина 6 лет назад 0

3 мифа о воспитании детей: что мы делаем неправильно


Правда ли, что детей нужно хвалить как можно чаще? Стоит ли отучать ребёнка от лжи? И так ли уж опасны родительские ссоры для детской психики? Мы выбрали три самых актуальных вопроса воспитания из книги «Мифы воспитания». 


Миф № 1. Нужно как можно чаще хвалить ребёнка

Разумеется, ваш ребёнок особенный. И вы считаете совершенно нормальным постоянно говорить ему об этом, поэтому похвала в его адрес звучит по меньшей мере десять раз в день.

Однако многочисленные исследования нейробиологов доказывают, что излишняя похвала может только навредить.

Если ребёнку с младенчества внушают, что он умный и одарённый, он начинает верить в свою исключительность. Но загвоздка в том, что эта убеждённость совсем не гарантирует того, что он будет хорошо учиться. Напротив, захваливание ребёнка приводит к трудностям в учёбе.


Иными словами: дети, которых постоянно хвалят, перестают стараться, поэтому со временем фактически перестают быть умными. Они хотят лишь выглядеть таковыми, но не привыкли прилагать усилия, чтобы заслужить такой высокий статус. 


Хвалите детей за усердие и приложенные усилия, тогда они усвоят, что награда и успех зависят от них самих. Если же вы хвалите сына или дочь за то, что они просто умны, вы лишаете их возможности контролировать ситуацию.

«Я умный, значит, мне не надо стараться. Если я начну что-то делать, все вокруг решат, что мне недостаёт природных данных. Если я не справлюсь с этой задачей, то все поймут, что я вовсе не умен». Таково мышление ребёнка, которого слишком много хвалят. Он не умеет переживать неудачи, сомневается в своих способностях. У него исчезает мотивация.

Такие дети делают всё не ради собственного удовольствия и самого процесса, а только для того, чтобы их похвали. В конечном итоге они отстают от сверстников и теряют уверенность в себе.

Миф № 2. Мой ребёнок никогда не врёт

Возможно, вы уверены, что ваш малыш никогда не врёт. А если и обманывает, то крайне редко.

Мы раскроем вам глаза: абсолютно все дети обманывают. Это не хорошо и не плохо. Это всего лишь неотъемлемая часть развития ребёнка. И ещё одно открытие: чем больше вы пытаетесь отучить ребёнка от лжи, тем чаще он обманывает.

Эти цифры вас удивят, но они подтверждены многолетними исследованиями учёных: четырёхлетние дети врут примерно один раз в два часа, а шестилетки — раз в час. 96% всех детей врут каждый день.

Первая причина, по которой дети обманывают родителей, — желание скрыть провинность. Они с самого раннего возраста стараются избежать наказания, при этом не осознают, что за ложь тоже могут наказывать.


Пол Экман (Paul Ekman) из Калифорнийского университета — один из первых исследователей, который заинтересовался вопросом детской лжи. Он объясняет, как у детей формируется привычка к обману.

Представьте такую ситуацию. Мама пообещала шестилетнему сыну, что в субботу они пойдут в зоопарк. Вернувшись домой, она посмотрела в ежедневник и поняла, что на субботу у них запланирован визит к врачу. Когда мальчик об этом узнал, он очень расстроился. Почему? В восприятии взрослых мама никого не обманула. Но ребёнок воспринял эту ситуацию как ложь. Мама его обманула. Далее дети решают, что раз родители могут лгать, то им тоже можно.


Дети, которые начинают врать в два-три года или в состоянии не выдавать себя к четырём-пяти годам, показывают лучшие результаты в академических тестах. Ложь связана с интеллектом, она развивает когнитивные способности, логику и память.

Родителям не стоит яростно бороться с ней. Дети лишь к 11 годам начинают понимать, что ложь — это плохо. До этого возраста они уверены, что главная проблема лжи лишь в том, что за ней следует наказание.

Если вы будете наказывать детей за ложь, вы добьётесь обратного эффекта. Они начнут ещё больше бояться наказаний, а следовательно — чаще врать. В конечном итоге это приведёт к тому, что дети так и не поймут, в чём истинная проблема лжи, не осознают, как она влияет на окружающих людей.

Учёные выяснили, что малыши, которых наказывают за вранье, не лгут меньше. Они просто приучаются виртуозно врать и реже попадаются на лжи.

Чтобы научить детей правильному отношению к обману, мы должны постоянно говорить им, что честность — это хорошо, то есть фокусироваться на положительной стороне.

Миф № 3. Детей нужно ограждать от родительских ссор и выяснения отношений

Мы ссоримся. В семье без этого не обойтись. Но многие из нас привыкли ограждать от конфликтов детей, считая, что это правильно.

Однако это заблуждение. Не стоит скрывать от детей конструктивные конфликты, и вот почему.

В одном исследовании учёные создавали искусственные ситуации, в которых родители ссорились на глазах у детей. Например, мама начинала высказывать претензии отцу по телефону, когда ребёнок находился в комнате.

Сразу же после разыгранной ситуации у детей измеряли уровень гормона стресса кортизола.

Оказалось, когда дети присутствовали при родительской ссоре до конца и узнавали, чем всё закончилось, они реагировали очень спокойно, а уровень гормона стресса оставался в пределах нормы или сразу же понижался после удачного разрешения конфликта.


Всё это означает, что родители, которые стараются завершить ссоры, начавшиеся на глазах у детей, в другой комнате, совершают ошибку.

Присутствие детей при конструктивных конфликтах родителей (без оскорблений) идёт им на пользу. Это развивает чувство защищённости, учит общаться и разрешать сложные ситуации. Если ребёнка полностью оградить от таких моментов, он не получит положительных примеров и так и не научится справляться с конфликтами во взрослой жизни.


(c) ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИФ»

Сервис поддержки клиентов работает на платформе UserEcho